Подарок Крыму

Духовному управлению мусульман Республики Крым переданы комплекты мультимедийной программы «Священный Коран и Хадисы Пророка», которые изданы по инициативе и при содействии Совета муфтиев России и за счет средств Фонда «Русский мир» в рамках целевых проектов «Время говорить по-русски».

Соответствующее свидетельство о передаче было вручено заместителю председателя Духовного управления мусульман и Совета муфтиев России (СМР) шейху Фариду Асадуллину, который представлял СМР на VIII Ассамблее Русского мира, прошедшей 3-4 ноября в Сочи.

Представитель СМР впервые принимал участие в работе «Русского мира», работа которого началась в 2007 году по специальному указу президента Владимира Путина.

В своем выступлении в рамках работы Ассамблеи шейх Фарид Асадуллин отметил, что «Русский мир многолик и этнически разнообразен», и «большинство проживающих в РФ этнических мусульман считают русский язык и культуру важной частью самосознания и мировоззрения».

«Это аксиома, — добавил Фарид Асадуллин. — Из проживающих в России более 180 народов около 40 принадлежат к народам, связанным исторически с исламом – огромной по масштабам и географической протяженности цивилизационной общностью. В то же время они – органическая часть Русского мира.

Интеллектуальное и культурное богатство Русского мира составляют певец Муслим Магомаев, художник Таир Салахов, писатель Фазиль Искандер, философ Абдусалям Гусейнов, композитор Софья Губайдуллина, поэт Белла Ахмадуллина, генерал армии Ахмет Гареев и т.д.».

На площадках Форума, кроме всего прочего, обсуждались вопросы, которые имеют прямое отношение к деятельности организации «Русский мир» во всех уголках планеты. На встречах, которые проходили в рамках «Русского мира», представитель Совета муфтиев России поднял очень актуальную на сегодня для Русского мира проблему.

«Русский мир — очень подвижное в исторических границах и по своему сущностному содержанию понятие, — подчеркнул Фарид Асадуллин. — На заре становления российского государства он был тесно связан с тюркско-мусульманским миром, в 19 веке в его границах находились Польша и Финляндия, позже среднеазиатские ханства – Хива и Бухара. Сегодня мы наблюдаем, как многонациональный Крым становится частью Русского мира, внутри которого он по сути всегда и находился. Великий крымско-татарский просветитель Исмаил Гаспринский, 100-летие со дня смерти которого мы отмечали в этом году, был, как и многие его современники, двуязычным. Именно ему принадлежит идея русско-мусульманского консенсуса, смысл которого заключается в том, что Российская империя, Россия в целом, была государством не только православных, но и государством мусульманских народов. Именно это дает значительный исторический базис для того, чтобы развивать межконфессиональные, межнациональные отношения между русским народом и теми народами, которые духовно, культурно, исторически относят себя к исламской цивилизации».

В рамках форума поднимались также вопросы русских мусульман. «Дело в том, что это явление привлекает сегодня все больше и больше внимания — как экспертов, так и людей, которые занимаются вопросами богоискательства, — отметил Фарид Асадуллин. — Когда мы говорим о том, что идет процесс реконструкции исламского духовного наследия, то мы отдаем себе отчет, что в этом процессе все более активную роль играют русские мусульмане. Их участие в общественной, религиозной жизни привносит с одной стороны позитивную струю обновления деятельности духовных организаций, а с другой — вносит иногда сумятицу в жизнь этнических мусульман.

Дело в том, что русские мусульмане, неукорененные в традиции тюркско-мусульманских народов, иногда поверхностно и облегченно воспринимают очень многие постулаты исламского вероучения, иногда они очень критично настроены к религиозному опыту этнических мусульман, исторически проживавших в границах Российской Империи, и привносят тот ислам, который культивировался в монорелигиозной среде — странах Аравийского полуострова. Такой подход таит в себе опасность того, что общины русских мусульман начинают выстраивать свою жизнь, непосредственно налаживая контакты с мусульманскими организациями, находящимися далеко за пределами традиционной российской мусульманской ойкумены. И такая деятельностью, с одной стороны, ведет к изоляции, с другой – создается ощущение того, что русские мусульмане становятся такой силой, которая провоцирует осложнения между православным и мусульманским миром. Поэтому на площадках «Русского мира», во время встреч с разного рода экспертами, поднималась проблема того, что русские мусульмане должны стать мостом взаимопонимания между той культурной религиозной традицией, которую они покинули, и мусульманской традицией, куда они пришли и нашли себя в качестве членов исламской уммы».

Шейх Фарид Асдуллин также добавил, что на Форуме подчеркивался тот факт, что проблема русских неофитов заслуживает самого серьезного внимания. «Действительно, они могли бы направить свою позитивную энергию и пассионарность не на отстаивание своего индивидуального видения российского ислама и тем более его духовное переформатирование, а на то, чтобы, опираясь на опыт мусульманских этнических сообществ, укреплять изнутри  межконфессиональные связи с православным миром России».

Ассамблея Русского мира является самым масштабным событием в деятельности фонда «Русский мира» — она традиционно приурочена к празднованию Дня народного единства.

Крупный международный форум, организуемый фондом ежегодно, направлен на объединение представителей многообразного Русского мира в целях координации усилий по поддержке и популяризации русского мира в целях координации усилий по поддержке и популяризации русского языка, историко-культурного и мировоззренческого наследия российской цивилизации.

В рамках Ассамблеи проводятся подиумные дискуссии, круглые столы, тематические секции, практикумы, посвященные актуальным проблемам культурной и общественной жизни Русского мира и российского государства.

Совет муфтиев России